RBC Group консалтинг и внедрение Cognos

RBC Group - официальный партнер компании IBM
в России, Украине и странах СНГ




Для получения подробной информации о системе или организации презентации, пожалуйста отправьте запрос



 


Бюджетирование - брешь в ERP

(CNews)

Несмотря на комплексный подход к автоматизации деятельности предприятия, ERP-системы не отвечают всем нуждам и оказываются эффективными лишь для задач управленческого учета. Задачи стратегического планирования на верхнем уровне управления корпорацией оказываются неохваченными этим классом решений. Именно эта проблема привела к возникновению на рынке специализированных решений - CPM-систем.

Слабые места ERP
Корпоративные информационные системы класса ERP основаны на использовании транзакционного механизма для регистрации хозяйственных операций, что само по себе определяет планирование лишь в рамках конкретного заказа. Вопросы планирования, учета и контроля на верхнем уровне управления предприятия остаются открытыми. На ИТ-рынке существует большое количество различных систем, призванных отвечать на эти вопросы. Это и классические системы бюджетирования и CPM-системы (Business Perfomance Management), предназначенные для автоматизации процессов бизнес-планирования, бюджетирования, финансовой консолидации, управленческого контроля и анализа. Стоит отметить, что все чаще крупные системы бюджетирования по мере своего развития перерастают в решения класса CPM, или класса BI (Business Intelligence - решения также предназначенные для решения аналитических задач).

Важно также здесь упомянуть OLAP-системы, которые в свое время стали реальной угрозой рынка ERP. По своей сути, OLAP-система - это решение, предназначенное для анализа и обработки информации в реальном режиме. Так называемые многомерные OLAP-кубы, интуитивно понятные конечному пользователю, позволяющие возможность самостоятельной интерактивной работы с отчетами, до сих пор пользуются большой популярностью, достаточной для того, чтобы практически все крупнейшие поставщики ERP-систем либо разработали средства интеграции своих решений с OLAP-системами, либо создали свои собственные OLAP-решения. Тем не менее, основной недостаток OLAP - отсутствие функций прогнозирования также приводил к затруднениям в вопросах стратегического планирования деятельностью предприятия.

CPM и ERP - ударная связка
Для полноценного управления предприятием необходимо удовлетворять классической формуле корпоративного менеджмента: управление, учет и контроль. По своей сути, CPM-системы и призваны устранить реально существующие функциональные ограничения ERP-систем в области аналитических средств и ограничения OLAP в сегменте прогнозирования. Здесь очень важно осознавать, что если внедрение простой системы бюджетирования еще возможно на предприятии с "лоскутной" автоматизацией деятельности, то использование CPM-системы невозможно без средств автоматизации корпоративного уровня. Это и уже упомянутые OLAP-системы, и комплексная система автоматизации класса ERP, и DSS-решения (Decision Support Systems - приложения, предназначенные для поддержки принятия решений) и т.д. По сути, CPM-решение - концепция управления эффективностью бизнеса, призванные объединить понятия миссии компании, стратегия развития, целей и долгосрочных планов.

Несмотря на растущую популярность решений этого класса, согласно исследованию, проведенному специалистами TDWI (The Data Warehousing Institute - институт хранилищ данных), в котором приняло более 540 сотрудников ИТ-отделов различных компаний, только лишь 13% опрошенных внедрили у себя на предприятии CPM-систему, большинство остальных находится на стадии изучения технологии.

Статистика внедрения CPM-систем на мировом рынке в 2004 году Источник: TDWI

Основное подразделение, в котором наиболее активно используется CPM-система - финансовый отдел предприятия, что вполне логично, т.к. сотрудники именно это отдела имеют наибольший опыт работы с показателями эффективности. Следом за ним идет оперативный отдел и замыкает отдел перевозок.

Функциональные подразделения, использующие CPM-систему, % Источник: TDWI, 2004

Изначальное позиционирование CPM-систем на рынке предполагает ее использование в первую очередь именно руководством высшего звена предприятия.

Ключевые пользователи CPM-систем, %
Источник: TDWI, 2004

Тем не менее, по оценкам TDWI, решение используется практически в равной степени как топ-менеджерами, так и управленцами среднего уровня.

Трудный путь
Несомненно, сама идеология CPM-систем направлена на повышение эффективности бизнеса и призвана этому служить. Тем не менее, небольшой процент (13%) компаний, внедривших подобное решение, говорит об осторожности, с которой принимают новую концепцию корпоративного менеджмента. И здесь не последнюю роль играет достаточная сложность внедрения системы и необходимый для успешного проекта уровень информационной зрелости предприятия и наличие корпоративного духа. По оценкам аналитиков TDWI, ключевыми проблемами при внедрении CPM системы является обеспечение достоверными и задача определения ключевых показателей.

Основные проблемы, возникающие при внедрении CPM-систем, %
Источник: TDWI, 2004

Несмотря на указанные проблемы, процесс внедрения CPM-системы все же значительно проще, чем внедрение многих других систем автоматизации предприятия. В среднем проект по внедрению CPM-системы на предприятии не превышает полугода, а зачастую длится около 4 месяцев, что, несомненно, является немаловажным для эффективного бизнеса компании. Призванное устранить недостатки функций планирования в ERP-системах, CPM-решение служит основной для построения единой информационной среды предприятия и обеспечивает управление предприятием на стратегическом уровне.

Илья Власов / CNews